"Running the Race", Carl H. Stevens
Библия сравнивает христианскую жизнь с поприщем. Чтобы выступать на состязаниях успешно, атлетам требуется специальная тренировка и оснащенность. Подобным же образом верующим необходимо быть подготовленными посредством Слова благодати и силы Святого Духа для прохождения своего духовного поприща. Эта книга раскроет преимущества, дарованные христианам, которые сбросили ноши и помехи, чтобы проходить поприще, "взирая на Начальника и Совершителя веры" (Евреям 12:2)
ВСТУПЛЕНИЕ
Библия часто сравнивает христианскую жизнь с поприщем. Это великолепная параллель. Действующие спринтеры и участники марафона должны постоянно дисциплинировать свой разум и тело для того, чтобы оставаться способными к состязаниям. Подобным образом, христиане должны постоянно слушать Слово Божье, общаться и молиться. Они должны облечься во всеоружие Божье для того, чтобы стать против атак сатаны (Ефесянам 6:11).
Христианам постоянно необходимо двигаться вперед в плане Бога. Бегун, который занят мыслями о себе и о своем прошлом, не может надеяться выиграть поприще. Он не может позволить себе хвалиться прошлыми достижениями; они не помогут ему в настоящем состязании. Апостол Павел объясняет духовное применение этого принципа в послании к Филиппийцам 3:13: "Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед".
Бог хочет, чтобы Его дети были духовными атлетами. Эта книга объясняет благословения и преимущества, которые даются тем, кто устраняет препятствия и проходит поприще, "взирая на начальника и совершителя веры", Иисуса Христа (Евреям 12:2 а).
Глава первая
СВЕРГНИТЕ ВСЯКОЕ БРЕМЯ
"Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще" (Евреям 12:1).
Некоторые комментаторы Нового Завета рассматривают первые три стиха двенадцатой главы послания к Евреям как заключительный отрывок предыдущей главы, в которой содержится список Ветхозаветных героев веры. В одиннадцатой главе автор послания поясняет, что герои веры поддерживали свидетельство веры вопреки тому факту, что они "не получили обещанного" (Евреям 11:39). Они служили верно - часто страдая и находясь при смерти - ради цели Христа, хотя Он еще не пришел на землю.
В своем заключении автор призывает читателя решительно финишировать в прохождении поприща веры ради "облака свидетелей" - героев Ветхого Завета, взирающих с Небес. Он сравнивает искупительную цель Христа с эстафетным бегом. Авель имел первый успех посредством жертвы "лучшей, нежели Каина" (Евреям 11:4, Бытие 4:4,5). Жертвоприношение агнца, принесенное Авелем по вере, представляет собой Голгофу, место жертвоприношения Иисуса, "Агнца Божия", в Евангелии от Иоанна 1:29. Эстафетная палочка верности передавалась от поколения поколению. Посредством жизни, смерти и воскресения Христа Бог снабдил христиан чем-то лучшим (Евреям 11:40) - Своим собственным Сыном. В отличие от Ветхозаветных героев, которые верили и надеялись на пришествие Мессии, верующие доверяют истине о том, что Он пришел и завершил Дело Искупления. Вместе с этими фактами пришла более великая ответственность. Последний участник в эстафетном беге обычно является самым быстрым членом команды. Он должен пересечь финишную прямую. Благодаря осуществлению Мессианского обетования Бог оживил поколения данной диспенсации благодати. Верующие были специально оснащены для этих "последних времен", как описывает 2 Тимофею 3:1-11. Финишная прямая веры находится в нашем поле зрения.
Его конечная цель
Безотлагательность времени и цели, стоящей сейчас перед верующими, должна мотивировать их "свергнуть с себя всякое бремя и запинающий нас грех". "Бремя" переведено с греческого слова оgkon, что означает "масса материала или плоти". Греческие атлеты, подобно бегунам на Олимпийских играх сегодня, бегали в очень облегченном одеянии. Также их тела находились в наилучшей форме, которая только возможна. Это помогает понять, как христианам необходимо быть свободными от всего, что мешает: снаружи и изнутри. Олимпиец сосредотачивает свою жизнь на одной цели - выиграть золотую медаль. Подобным же образом все мысли верующего, мотивы и действия должны быть сосредоточены на деле Христа. Его конечная цель - "взыскать и спасти погибшее" (Луки 19:10). Незнание этой цели является грехом, который однажды поставит преграду. Всего, что не относится к этому искупительному намерению, необходимо избегать и откладывать в сторону.
Оригинал послания к Евреям 12:1 указывает, что это не так уж и трудно выполнить. "Свергнуть" в греческом тексте представлено словом apotitemi. То же самое слово использовано в книге Деяний 7:58, где сказано о тех, кто "положили свои одежды" и затем закидали камнями Стефана. Не хорошо преувеличивать отвлечения. Бог дает простое наставление: отбросить бремена, как если бы они были старыми одеждами. Здесь не говорится о том, что нужна борьба или труд. Победа уже одержана. Дело было закончено Христом на Голгофе, "Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо" (2 Петра 2:24 а). "Свергнуть бремена" означает, что верующий просто позволяет заповедям Библии завладеть им. Учение обильно вселяется в его сердце (Колоссянам 3:16). Когда христианин сфокусирован на Христе посредством Слова, тогда все земное становится тусклым и непривлекательным. Объективность истины охраняет его сердце от сублимации - удовлетворения желания или своей потребности способами, которые находятся вне Божьего плана.
Проходите поприще с терпением
Подготовленный и оснащенный надлежащим образом христианин может проходить поприще, поставленное перед ним, с терпением (Евреям 12:1 в). "С терпением" - по-гречески di hupomones - заключает в себе "последовательность и продолжительность вне зависимости от обстоятельств". Успешные марафонцы бегут с терпением. Нет ничего странного в их успехе. Они обладают изящным стилем, который выработался за годы тренировок. Все находится под контролем. Они сохраняют энергию или силу для того, чтобы у них были ресурсы для прохождения трудных отрезков пути. Бог хочет, чтобы и Его дети обладали подобным характером. Через действие Слова в силе Святого Духа верующий может постоянно продвигаться вперед в своем поприще веры. Все бремена свергнуты, и такой христианин излучает уверенность, терпение и благодать. Это прославляет Господа и привлекает к Нему людей.
Глава вторая
ПОЧЕСТЬ ВСЕ ТЩЕТОЮ
"Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа" (Филиппийцам 3:7,8).
Эти слова Апостола Павла представляют его оценку собственного религиозного опыта в прошлом. В пятом стихе этой главы он описывает себя "Евреем от Евреев, по учению фарисеем". Он начинает главу с предостережения христиан в Филиппах: "Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания". Историки церкви объясняют, что группа иудейских верующих требовала, чтобы христиане-язычники были обрезаны. Эти люди учили о том, что язычникам сначала нужно стать иудеями, прежде чем они смогут быть христианами.
Однако ранее Павел уже прошел этим религиозным путем. Он знал из первых рук тщетность и разочарование фарисейской системы дел. Он учился у Гамалиила (Деяния 22:3). В послании к Филиппийцам 3:6 он говорит, что он безупречно хранил праведность "законную". Каково было его мнение об этом? Он почел все "за сор". Некоторые говорят, что сор означает мусор и хлам. Греческое слово - skubalon - означает "навоз; отбросы, которые издают плохой запах". Все, произведенное религиозным обучением, ничего не стоило для него в сравнении с "познанием Христа Иисуса" (Филиппийцам 3:7). Теперь, когда он испытал благодать Бога и ее силу в своей жизни, старая религиозная система стала противна ему. Он понял реальность следующей истины: "Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас" (Исаия 64:6).
Обрезание сердца
Иудеи развивали доктрину "запачканной одежды", поскольку считали, что обрезание было необходимо для спасения (Деяния 15:1). Слово "обрезание" в послании к Филиппийцам 3:2 - это katatome или "увечье; вредить безрассудным резанием". Бессмысленное обрезание, как и все, совершенное плотью в энергии ветхой греховной природы, не приносит никакой пользы (Иоанна 6:63). Затем Павел объясняет, что у всякого, кто принимает Христа, есть "обрезание нерукотворное" в Колоссянам 2:11.
"Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога" (Римлянам 2:28,29).
Бог признает единственное обрезание - обрезание сердца: "Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце" (1 Царств 16:7 б). Некоторые верующие допускают величайшую ошибку: они пытаются проходить Божье поприще в энергии плоти. Павел обрисовал эту дилемму в послании к Римлянам 7:14-24. Он обнаружил на своем опыте, что каждый раз, когда он пытался исполнить закон в самом себе, ему "прилежало злое" (Римлянам 7:21). До своей встречи со Христом, Павел был очень ревностным. У него было лучшее религиозное образование, доступное в то время, но и это он полностью вычеркнул из своей системы отсчета. Желающие вступить на поприще веры должны принять только один стандарт, предоставляющий им полномочия: "Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Иоанна 6:29б). Вот единственное дело христианина! При этом верующий навсегда соединяется с Господом.
"Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его" (Ефесянам 5:30).
"Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Римлянам 8:38,39).
Вера в "Того, Кого Он послал", также является силой, предоставляющей полномочия на христианском поприще. В Евангелии от Иоанна 15:5 ясно сказано о том, что без Христа верующий не может сделать ничего полезного:
"Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего".
Глава третья
БЕЗ КОМПРОМИССА
"Даниил положил в сердце своем не оскверняться явствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему" (Даниил 1:8).
Жизни Даниила была характерна верность. Даже в трудностях он продолжал служение Господу. Он обладал особенными убеждениями, которыми он не пожертвовал бы ни за что. В раннем возрасте во время Вавилонского плена его, Седраха, Мисаха и Авденаго привели во дворец царя Навуходоносора, так как они были "отроками, у которых нет никакого телесного недостатка, красивые видом и понятливые для всякой науки" (Даниил 1:4а). Царь предложил им пищу и вино, но они отказались принять это и питались салатом - смесью трав, бобов, сушеного гороха и чечевицы - и водой. Мясо, которое подавалось от царя, само по себе не было плохим. Но Даниил и остальные не пошли на компромисс со своими убеждениями, поскольку они не были уверены, какое мясо им предлагали. Это мясо могли приносить в жертву идолам, и употребление его в пищу нарушило бы иудейский закон (Левит 11:45,46). Как выяснилось позже, дисциплина укрепила их характер и веру в Бога. Величайшее дело, которое может сделать христианин, - это поставить цель в своем сердце следовать Господу, во что бы то ни стало. В прохождении поприща нет места "срезанию углов". Верующие, которые нацелились искать Бога, будут обильно благословлены.
"Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Они не делают беззакония, ходят путями Его" (Псалом 118:1-3).
Непоколебимость в испытаниях
В книге Даниила, шестой главе царь Дарий был обманут, и подписал указ, который осуждал на смерть каждого, "кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме царя" (Даниил 6:7). Даниил знал об этом законе, но, как и в предыдущем случае, когда ему были предложены царское мясо и вино, остался стойким в своем убеждении по поводу молитвы.
"Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того" (Даниил 6:10).
Даниила уличили в нарушении повеления Дария и бросили в ров со львами. Посреди испытания Господь послал ангела, чтобы закрыть пасти львам, и Божий слуга был освобожден. "Никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего" (Даниил 6:23 б).
Седрах, Мисах и Авденаго отказались пойти на компромисс и поклониться идолу Навуходоносора. Их бросили в раскаленную огнем печь, но "Сын Божий" был с ними (Даниил 3:25). Огонь не повредил им, и Бог был прославлен среди вавилонских язычников.
"И собравшись сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волоса на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них. Тогда Навуходоносор сказал: 'благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего!'" (Даниил 3:27,28).
Многие из потерянных ищут людей с твердыми убеждениями. Даниил и три еврейских юноши были смелы в вере. У них была уверенность в Боге, они дерзнули испытать истину. Они почли смерть более достойной, чем компромисс.
Христиане, которые проходят поприще, принимают во внимание действенность своего свидетельства. Они осторожны и чувствительны к тому, чтобы жить каждым словом Бога (Матфея 4:4). Таким образом, даже когда приходят трудности и испытания, они прославляют Господа, и Он превознесен.
Глава четвертая
ПОЗНАНИЕ БОГА
Мотивирующей силой в жизни Апостола Павла было превосходство познания Иисуса Христа. В той мере, в которой христианин решает познавать Бога, в той же мере он будет являть, исповедывать и почитать Его. Его Слово открывает Божью природу. Верующие, которые поставят Божье Слово на первое место, будут спокойны и уверены. В Псалме 118:165 сказано: "Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения". Евангелие от Луки 10:38-42 повествует о Марии и Марфе, сестрах из Вифании. В стихе 39 сказано, что Мария "села у ног Иисуса и слушала слово Его". Между тем, Марфа "суетилась о многом". "Суетилась" - perispao - "отвлекалась; была слишком занята". Марфа пожаловалась на то, что Мария не помогала ей, но Иисус ответил:
"Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее" (Луки 10:41,42).
Иисус сказал в Евангелии от Иоанна 10:14: "Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня". Важно познавать Бога! Для того, чтобы познавать Бога, христианин должен быть открытым для Него посредством слышания Его Слова и молитвы. До тех пор, пока верующий не слушает Слово с большим вниманием в силе Святого Духа, он не будет познавать Бога.
В Евангелии от Матфея 11:29 Иисус сказал: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим". Личного вклада во взаимоотношения с Царем царей - вот чего не хватает в жизни некоторых христиан. Они желают вступить на Его поприще, но они вкладывают мало времени в то, чтобы учиться от Него. У Бога есть потрясающий план для жизни Его детей. Каждый играет очень важную роль на работе, в семье или в определенном служении. Многих ожидают заграничные миссионерские нивы потерянных душ, готовых услышать и принять Благую Весть. Существует много возможностей. Чтобы обнаружить свой потенциал, христианину нужно заполнить свой глиняный сосуд "сокровищем" (2 Коринфянам 4:7). Не может идти речи о доверии плоти и ветхой греховной природе (Филиппийцам 3:3). Сокровища премудрости и ведения принадлежат Господу (Колоссянам 2:3). Прохождение поприща веры требует Божьего разума (1 Коринфянам 2:16), иначе верующий будет бежать "как на неверное", т.е. бесцельно, согласно Первому посланию Коринфянам 9:26. Без познания Бога и Его особенной цели и плана христианин перегорит и истощится, и будет подобен тому, кто только бьет воздух (1 Коринфянам 9:26).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
"Взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия" (Евреям 12:2).
Есть христиане, которые не осознают предлежащего перед ними поприща. Они либо стоят на месте, либо идут в неправильном направлении. Почему? Они не признали Христа "начальником и совершителем веры". Послание к Филиппийцам 2:13 объясняет: "Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению". Никто не вступает на поприще веры без Божьей силы. И никто иначе не заканчивает свой путь, кроме как при помощи той же самой силы Господа. Иисус был автором и совершителем такой зависимой веры, и об этом сказано в Евангелии от Иоанна 5:19: "Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца, творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также".
Жизнь Христа была прекрасным примером веры. Хотя Он был Богом, Он позволил Себе сделаться "подобным человекам" (Филиппийцам 2:7). На протяжении Своей жизни на земле Иисус хранил постоянное общение с Отцом. Голгофа представляет собой кульминацию веры Христа. Он был настолько уверен в верности Своего Отца, что смог вынести смерть Креста. Он знал, что будет воскресение.
Имея такой великий пример, христианин может проходить поприще с уверенностью. Награда ему обеспечена, потому что Христос - ее гарантия (Евреям 7:22). Верующий может упасть, но он быстро восстанавливается, исповедав свой грех (1 Иоанна 1:9), и продолжает свой путь. Обстоятельства не воздействуют на него, так как он осознает, что его жизнь "сокрыта со Христом в Боге" (Колоссянам 3:3). Такой верующий постоянно движется вперед в своем призыве, позволяя Слову в силе Духа ежедневно преображать его в образ Христа (Римлянам 8:29).
Карл Г. Стивенс, "Поприще веры"
Carl H. Stevens, "Running the Race"
Copyright © 1986 Grace Publications
© Перевод с английского языка, 2000
Русский перевод Татьяны Станчик
Второе издание, г. Калининград
Литературное редактирование: С. Багаутдиновой