Коварство отступничества, Карл Г. Стивенс

"The Subtlety of Backsliding" Carl H. Stevens

Отступничество - очень неуловимый и к тому же внезапный процесс. Оно, как правило, пробуждает гордость и порождает негативные реакции и самозащиту. В Притчах 14:14 а сказано: "Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих". Любая форма невежественности или пренебрежения планом и видением Бога является формой отступничества. Данная книга предлагает обзор этого процесса и его аспектов в жизни верующего.

 
ВСТУПЛЕНИЕ

"Человек (отступник) с развращенным сердцем насытится от путей своих, а добрый от своих" (Притчи 14:1).
 
Отступничество - очень неуловимый и внезапный процесс, который совсем не обязательно означает возвращение на прежние пути. Отступивший верующий остается на месте и не идет вперед. Когда отступничество возникает в жизни верующего, то, как правило, вызывает гордость, негативные реакции и самозащиту. Часто отступничество порождает самоосуждение. Самоосуждение ведет к дальнейшему отступничеству, поскольку человек начинает считать себя недостойным и думает, что Бог не примет его покаяние.
 
Слово suog - на иврите "отступник" - говорит о человеке, который уклоняется или отступает назад. Это уклонение начинается в сердце задолго до появления каких-либо внешних признаков и происходит тогда, когда отступник решает, что он не собирается идти дальше с Богом. Осия 4:16 сравнивает отступника с упрямой телицей - той, которая либо упрямо стоит на одном месте, либо сворачивает в сторону и пятится назад, прежде чем двинуться вперед.
 
Отступничество ошибочно принимается за добровольный отход от Бога. Однако в книге Осии 11:7 а Бог объясняет: "Народ Мой закоснел в отпадении от Меня". "Закоснел" на еврейском - tala, что значит "неопределенное колебание; погрузиться в сомнение". Стоять на месте, тогда как план Божий движется вперед, - есть форма отступничества. Эта книга предлагает обзор этого процесса и его аспектов в жизни верующего.

Глава первая
НАЧАЛО ОТСТУПНИЧЕСТВА

Христианину необходимо понять, что Иисус Христос постоянно ведет Своих людей. В Евангелии от Иоанна 21:19, 22 Иисус сказал Петру: "Иди за Мной". "Иди" - греческий глагол akolouthei - в обоих стихах употребляется в настоящем времени, действительном залоге и повелительном наклонении. Иисус буквально повелел Петру постоянно следовать за Ним.
 
Подумайте о верующем, который постоянно растет. Он ставит перед собой задачу слушать Божье Слово. Он молится, размышляет над истиной и идет вперед с Богом. Он терпит неудачи, но сразу же восстанавливается и продолжает идти за Христом. И вот другой христианин, который делает все бессистемно. Постоянство не важно с его точки зрения. И этот человек не кажется впавшим в какой-либо глубокий грех, но он не проводит время в молитве или в изучении Библии. Он не отступил, но также и не идет вперед. Сам того не понимая, он отстает, тогда как Божий план движется вперед.
 
В Евангелии от Матфея 24:12 сказано: "И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь". В этом стихе Иисус говорит о том, как определенные люди отреагируют на дух беззакония, который будет преобладать во время Великой Скорби. "Охладеть" - psugesitai - значит "охладевать" или "постоянно отвердевать из-за воздуха или ветра". Комментатор Мартин Винсент определил это слово таким образом: "Духовная энергия, отравленная или охлажденная злобой или ядовитым ветром". Верующие, которые не идут вперед с Богом, охладевают, потому что сатанинская система беззакония господствует над атмосферой мира (1 Иоанна 5:19). Божий план на их жизнь прогрессирует, однако из-за простого пренебрежения они не продвигаются вперед в Его плане. Отступничество не означает отход христианина назад. Это значит, что он не идет вперед в плане Бога.

Насыщение от своих путей

Книга Притч 14:14 объясняет, что отступник "насытится от путей своих". В основном верующие находятся в такой ситуации, если они не разобрались с эгоизмом в своей жизни. Ветхая греховная природа все еще правит и контролирует ту сферу, которая не была подчинена Богу. Отступничество никогда не начинается открыто. Обычно оно происходит сначала в разуме, а затем влияет на эмоции и волю. Совесть верующего переключается с Бога на него самого. Объективные стандарты Слова больше уже не управляют его мышлением. Поэтому субъективные ощущения оказывают влияние на восприятие ситуаций. Вначале, как упоминалось выше, эти перемены очень неуловимы. В то время как Божий план продвигается, верующий остается позади. В этом смысле он отступает назад.
 
Верующие должны быть проницательными и распознавать даже намек на отступничество. Например, человек остается вечером дома, чтобы посмотреть телевизор, а в это время идет служение церкви. В Послании к Евреям 10:25 сказано: "Не будем оставлять собрания своего". Мы должны избегать всего, что искушает нас не молиться, не посещать службу в церкви и не изучать Библию. Даже к отношениям с определенными людьми, возможно, необходимо подойти иначе. Ведь любой друг должен лишь дополнять желание другого следовать за Богом.

Будем единодушны

"Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божия" (Луки 9:62)
 
Отступник не благонадежен для служения Царству. Слово "благонадежен" в Евангелии от Луки 9:62 - eutetos - от "eu", что означает "хороший" или "хорошо", и titemi "помещенный, установленный". Люди с разделенными интересами не могут выполнять дело Божьего Царства точно так же, как пахарь не сможет сделать ровной борозды, если не сосредоточит все свое внимание на том, что впереди него. Один взгляд назад - и борозда будет кривой. Библия так много говорит о необходимости для каждого христианина иметь единство цели и видения.
 
"Светильник тела есть глаз; итак, если глаз твой будет чист, то и все тело твое будет светло; а если он будет худ, то и все тело твое будет темно" (Луки 11:34).
 
"Рабы, во всем повинуйтесь господам (вашим) по плоти, не в глазах (только) служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога" (Колоссянам 3:22).
 
"И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто дает обет посвятить душу Господу по оценке твоей" (Левит 27:1,2).
 
"Обет" в Левите 27:2 - pala - "посвящение или отделение". Отступник не посвящает свое внимание Божьим делам. План же и цели Царства Божьего должны занимать первое место в сердце верующего. Это и имеется в виду в Послании к Колоссянам 3:2: "О горнем помышляйте, а не о земном".
 
2 Коринфянам 3:17 провозглашает: "Где Дух Господень, там свобода". Свобода характеризует жизнь христианина, который постоянно следует за Христом и всегда продвигается вперед, туда, "где Дух Господень". Более того, по вере в Слово Божье он учится поступать по Духу и не попадать под влияние плотских амбиций. "Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Галатам 5:16).
 
Свобода чужда отступнику. Почему? Он вернулся к "немощным и бедным вещественным началам" удовлетворения и самодовольства в Послании Галатам 4:9. Поэтому он дал "место дьяволу" (Ефесянам 4:27). "Место" (topos) обозначает область, отмеченную границами и отделенную от подчинения плану Бога. Овладев этой сферой влияния на душу верующего, сатана приводит в действие старательно задуманную методику, при помощи которой верующий запутывается все больше и больше. Большинство этих препятствий и уз будут проявляться в форме неверного умонастроения человека. Его настроение постоянно меняется. С ним становится сложно работать, часто он преувеличивает незначительные разногласия и выказывает недовольство. И чем дальше он откладывает свое покаяние, тем серьезнее становятся эти узы.

Разум возвращается в Египет

Каждый раз, сталкиваясь с трудностями, народ Израильский желал вернуться в Египет (Числа 11:5,6; 14:1-45; 20:5; 21:5; Второзаконие 1:27). Их сердца не искали Божьего плана. На начальных стадиях отступничества человек может чувствовать себя вполне удобно. Почему? Дьявол ослабил свое противостояние. Нет вызова веры - нет и возможности прогрессировать к более богатой и полной способности для Божьего Царства. Сатана противостоял Божьим людям в Библии, и сегодня он противостоит плодоносным христианам. Меньше всего дьявол хочет, чтобы верующий прославлял Бога.
 
Взирающие на Христа во всех ситуациях не будут думать о прошлом в тяжелые времена преследований, о которых Иисус предупреждал в Евангелии от Иоанна 15:20. Вот один пример: Бог призывает мужчину быть пастором. Он оставляет хорошо оплачиваемую работу и поступает в Библейский колледж. Затем приходят неожиданные финансовые затруднения. Сатана пытается поколебать его веру, но он не сдается. Его разум стабилен. Христианам необходимо охранять свои мысли. Плоть с ее ветхой греховной природой постоянно ищет комфорта и легкой жизни за счет движения вперед. Например, некоторые люди живут в одном городе, но они постоянно заняты мыслями о том месте, где они жили раньше. Никто, конечно же, не может жить в двух местах одновременно. Где бы ни был христианин, он должен служить Богу всем своим сердцем (Второзаконие 30:2). Нет ничего плохого в приятных воспоминаниях, но верующий не должен позволять памяти заволакивать видение, которое дано ему Богом.

Глава вторая
ПРИЧИНЫ ОТСТУПНИЧЕСТВА

Отсутствие духовного руководства
 
С точки зрения Библии этот вопрос лучше всего выражен в тридцать второй главе книги Исход. Моисей встречался с Богом на горе, когда израильский народ пришел к Аарону и потребовал, чтобы тот сделал им бога.
 
"Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами; ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось" (Исход 32:1).
 
Безусловно, каждому верующему необходимо изучать Божье Слово для себя. Однако Бог также призывает определенных мужчин быть пасторами и руководителями в церкви для того, чтобы обучать поместное собрание "со знанием и благоразумием" (Иеремия 3:15). Господь поручил этим мужчинам вкладывать свою жизнь для созревания верующих и созидания Церкви (Ефесянам 4:12). Как это показано на примере с Аароном, люди, не имеющие духовного руководителя, открыты для влияния атмосферы и для плотских мнений. Пастор не является авторитарным диктатором над своим собранием. Скорее, он ведет своим примером и призывает других к благочестию посредством любящего вклада. Его обязанность - предупреждать, защищать и поощрять верующих проповедью Божьего Слова через водительство Святого Духа.
 
"И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь" (Иеремия 23:4).

Злые сообщества

"И сказал (Иисус) им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?" (Луки 6:39).
 
Злые сообщества в значительной мере ответственны за многие случаи отступничества. Исправившийся алкоголик или аферист не должен проводить слишком много времени с людьми, которым присущи подобные слабости. Верующему следует избегать мест, ситуаций и взаимоотношений, которые могли бы легко возбудить искушение. Первое послание Фессалоникийцам наставляет верующих избегать "всякого рода зла". Апостол Павел прямо говорит христианам в Фессалониках не играть с грехом.
 
И Самсону, и Соломону такие сообщества помешали достигнуть полного духовного потенциала. В шестнадцатой главе книги Судей Самсон Назорей, отделивший себя для служения Богу, вступил в связь с Далидой. "Она словами своими тяготила его всякий день, и мучила его", пока Самсон не "открыл ей все сердце свое" (Судей 16:16,17). В момент слабости он открыл ей, что секрет его силы был в волосах. Далида остригла его, и он стал слаб, "как прочие люди" (стих 17б). В двадцать первом стихе той же главы Библия говорит: "Филистимляне взяли его и выкололи ему глаза". Его видение пропало. Христианин, который участвует в злых сообществах, подвергает опасности ясность видения и данное ему Богом призвание.
 
Соломон "полюбил многих чужестранных женщин" (3 Царств 11:1). Эти отношения привели к тому, что сердце его отклонилось от Господа к идолам (3 Царств 11:3-8).
 
Мудрый христианин осознает свои слабости и избегает тех обстоятельств, которые могли бы привести его к искушению в этих сферах жизни. Он развивает отношения с благочестивыми людьми, которые бросают ему вызов и убеждают его идти вперед с Богом. Верующий, который знает, что ему трудно молиться, должен найти друга, сильного в молитве. Если изучение Слова - проблема, он должен проводить время с теми, кто имеет огромные способности к изучению.
 
"Обращающий с мудрыми будет мудр; а кто дружится с глупыми, развратится" (Притчи 13:20).
 
"Хранящий закон - сын разумный, а знающийся с расточителями (zalal - жадный, аморальный человек) срамит отца своего" (Притчи 28:7)

Мирские успехи

"Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться: тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа" (Второзаконие 6:10-12 а).
 
Преуспевание очень часто является более сложным испытанием для характера христианина, чем преследования. Когда верующий благословлен финансами или удачей, он легко может отвлечься и отступить. Принципиальным центром его жизни становится то, что он имеет, а не то, Кто есть Бог.
 
Так важно, чтобы христианин укреплял свое сердце против отвлечений, постоянно принимая Слово Божье. У Бога в резерве, конечно же, есть все самое лучшее для Его людей. Послание к Римлянам 8:28 заявляет: "Для любящих Бога все содействует ко благу". Если по благодати верующий получает великие материальные благословения, ему следует прилежней молиться и изучать Библию, чтобы мудрость направляла его решения, связанные с использованием его денег или имущества. Второзаконие 6:12 предупреждает тех, кто преуспевает: "Берегись, чтобы не забыл ты Господа". Слово shamar - по-еврейски "берегись" - буквально использовалось для описания изготовления ограды из колючек. Это слово также означает "защищать; быть осторожным или осмотрительным". "Забывать" - shakach - значит "оставлять что-либо позади себя по забывчивости".
 
Мы не хотим сказать, что преуспевание есть зло. И также мы не считаем, что бедность делает человека более духовным или благочестивым. Просто у христианина должно быть такое отношение:  "За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе" (1 Фессалоникийцам 5:18).  "Умею жить и в скудности, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке" (Филиппийцам 4:12). 

Поверхностные верующие

В Евангелии от Луки, восьмой главе Иисус рассказывал притчу о сеятеле, которая, как Он далее объяснил, описывает четыре типа слушающих. В тринадцатом стихе сказано:  "А упадшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают" (Луки 8:13).
 
Еще одна основная причина отступничества состоит в том, что люди поверхностны. Такие верующие не укоренены в Слове Божьем. Когда дерево растет, его корневая система развивается все больше и больше. Чем выше становится дерево, тем больше корней ему требуется для того, чтобы закрепиться и обезопаситься от падения. Дерево также питается и укрепляется своими корнями, которые извлекают влагу и питательные вещества из почвы.
 
Христианам необходимо позволить библейскому учению пустить корни в их душу. Иначе они не станут зрелыми, не смогут выстоять во времена испытаний и трудностей.
 
"Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением" (Колоссянам 2:6,7).
 
Подобно Давиду в Псалме 56:8 христианам необходимо укрепить свое сердце в Господе. Это единственный путь к духовной стабильности. Верующие должны освободиться от неподчиненных территорий в своем сердце - все они должны быть отданы Господу. Интересы и внимание верующего должны стать целостными. Ему нужно стремиться совершать волю Божью без всяких компромиссов.

Глава третья
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОТСТУПНИКА

"Иди, и провозгласи слова эти к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего, ибо Я милостив, говорит Господь, - не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа, Бога твоего, и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а голоса Моего вы не слушали, говорит Господь. Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион" (Иеремия 3:12-14).
 
В своей лекции периода возрождения, названной "Отступник в сердце", Чарльз Финней дал такое определение процессу восстановления отступника. "Не думайте, что вы должны 'измениться и стать лучше' перед тем, как придти ко Христу. Но поймите, что сам по себе приход ко Христу сможет сделать вас лучше". Когда отступник возвращается к Господу в покаянии, согласно Первому посланию Иоанна 1:9, он прощен полностью и навсегда. Поэтому другие верующие должны принять его так, как будто он никогда не грешил. Верующий теряет многое, когда отступает. В первую очередь он упускает радость, которую доставляет продвижение вперед в Божьем плане. Он лишается мира и зрелости души, которые могли бы быть произведены в его жизни. Он теряет друзей и общение, которым он мог бы наслаждаться. Эти потери не должны смешиваться с чувством непрощения и непринятия.
 
После покаяния и восстановления отступник может быть всем тем, кем он был прежде. Не бывает испытательного срока и проверки. Все это - просто религиозные изобретения, выдуманные людьми, которые мало разбираются в благодати Бога. Господь простил отступника по Своему обещанию. Его грехи погребены "в пучине морской" (Михея 7:19).
 
"Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. Ибо, как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его. Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши" (Псалом 102:10-12).
 
Если Бог будет воздавать кому-то по его грехам, то из-за совершенного правосудия Ему придется наказать всех людей по их грехам. Псалом 129:3 утверждает, что если бы Бог замечал беззакония человека, никто бы не устоял. С точки зрения Господа отступник абсолютно восстановлен, и любой, кто не рассматривает его с Божьей точки зрения, сам согрешил и нарушил истину в Послании Иакова 4:12: "Един Законодатель и Судья, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?".
 
Петр трижды отрекся от Христа. Несмотря на это, Бог восстановил его и могущественно использовал его в качестве лидера ранней Церкви. В книге Деяний во второй главе ему даже было позволено произнести первую проповедь после праздника Пятидесятницы. Более того, эта проповедь вдохновила три тысячи человек придти ко Христу. Бог совершенно простил и забыл отречения Петра.
 
Апостол Павел предупреждал церковь в Коринфе о восстановлении раскаявшегося верующего, иначе она рисковала нажить себе еще больше проблем. Он убеждал верующих там прощать и "утешать" (parakaleo - приближать; поднимать) этого человека, "чтобы не сделал нам ущерба сатана" (2 Коринфянам 2:11 а). Неспособность прощать и забывать дает сатане место для влияния (Ефесянам 4:27).
 
Как только верующий исповедал свой грех и покаялся в нем, его должно принимать, любить и ободрять так же, как и любого другого верующего. Помните, что уровень духовности человека не определяется тем, как хорошо он выставляет слабости и немощи других. Нет, зрелый христианин служит примирением и восстановлением во славу Божьей благодати!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Евангелии от Иоанна 15:7 сказано: "Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам". Только общение с Иисусом Христом через Слово Божье в силе Святого Духа сохранит верующего и не даст ему отступить от пути с Богом. Когда христианин не просто слушает Слово, но и позволяет Слову пребывать в душе, тогда его разум утверждается в истине.
 
"В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет" (Римлянам 1:17).
 
"Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Коринфянам 3:18).
 
Оба эти стиха говорят о духовном прогрессе в жизни христианина. "Правда Божия" открывается через жизнь верующего, когда он идет "от веры в веру". Каждая ситуация, с которой он сталкивается, требует иной меры веры, чем предыдущая. Во Втором послании Коринфянам 3:18 сказано о привилегии христианина взирать на Христа и Его славу через Божье Слово. Когда верующий обращается к Слову, его жизненный опыт продвигается от "славы в славу". Постоянно следуя за Господом, он становится более и более похожим на Христа. Конечно, он никогда не станет в своей земной жизни таким же, как Иисус. Но настанет день, когда все верующие придут в вечность и станут подобными Ему во всем.
"Влюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будет подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (1 Иоанна 3:2).
 

Карл Г. Стивенс, "Коварство отступничества"
Carl H. Stevens, "The Subtlety of Backsliding"
Copyright © 1986 Grace Publications © Перевод с английского языка, 1995
Русский перевод Ирины Филатовой
Второе издание, г. Калининград
Литературное редактирование: С. Багаутдиновой