"Compassion That Makes A Difference", Carl H. Stevens
Сегодня у людей в мире есть великие нужды. Одиночество, депрессии и другие проблемы мучают все социальные слои общества. Многие хотели бы переменить свою жизнь, но не находят для этого возможности. Согласно посланию Иуды 1:22, сострадание может изменить их жизни. Говорят, что сочувствие - это чувство жалости к кому-то; сопереживание - ощущение того, что переживает другой человек, но сострадание предпринимает что-то с целью восполнить его нужды. Эта книга написана, чтобы показать, как христианин может производить изменения, служа Словом Божьим в любви.
ВСТУПЛЕНИЕ
«И к одним будьте милостивы с рассмотрением» (Иуды, 1:22).
Это время - время обширных возможностей для Божьих людей. Есть удивительные преимущества в науке, медицине, общении и т. д. Все они были созданы, чтобы улучшить жизнь. В некоторых областях эти достижения широко применяются. Через сателлиты люди сейчас могут принимать теле- и радиосигналы по всему миру. Уже несколько раз человек был на Луне. Искусственные сердца используются, чтобы продлить жизнь человека.
Но люди все еще нуждаются в чем-то. Количество разводов никогда еще не было так велико. Неисчислимы случаи одиночества и депрессии. В этих ситуациях люди прибегают к сублимации, то есть они выражают определенные биологические побуждения социально приемлемым образом. Они стараются заполнить пустоту наркотиками, алкоголем и сексом. Они ищут чего-то, что могло бы изменить их. Но на самом деле, они ищут лишь одного - сострадания. Библия говорит нам в послании Иуды 1:22, что мы должны быть сострадательными и это произведет изменения.
Многие исследователи Нового Завета предполагают, что слово «сострадание» (в оригинальном греческом тексте ELEGHOS) говорит об увещевании или мягком убеждении. Уже было сказано, что сочувствие - это чувство жалости к кому-то, чувство сожаления; сопереживание - ощущение того, что переживает другой; но сострадание означает сделать что-то ради другого человека, восполнить его нужды.
Эта книга объясняет, как христиане могут произвести изменения в этом мире. Когда они служат Словом Божьим в Его любви, то людей это трогает, бросает им вызов и изменяет их.
СОСТРАДАНИЕ, которое изменяет
Первая глава Библии рассказывает о созидающей силе Бога. «Вначале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1). В 3 стихе сказано: «Да будет свет, и стал свет». За шесть дней Словом Бог основал землю и все, что на ней существует, и Вселенную, которая ее окружает. Затем Он взглянул на все, что сотворил, и «это было хорошо» (Бытие 1:12). Окружающая среда была совершенна. Несмотря на это, Бог увидел, что Его творение не завершено. Адам - человек, созданный по Его подобию (Бытие 1:26), был совершенно одиноким, никто не разделял его жизнь в Эдеме. Этот первый человек мог есть от всех деревьев, кроме одного - дерева познания добра и зла (Бытие 2:17). Его глаза видели цветы и траву. Животные не угрожали Адаму, они становились ручными, как только попадали в сад. Но не было того, кто чувствовал то же, что чувствовал Адам. Не было того, кто бы смеялся, плакал или радовался с ним. Бог заметил это, и, взяв от Адама ребро, создал женщину, чтобы она была «помощником» для мужчины (Бытие 2:18-25). В оригинале «помощник» - EZER - еврейское слово, которое обозначает «окружать заботой». Небеса одарили Еву, как назвал ее Адам в Бытие 3:20, всем, что сделало бы его самого завершенным.
Многие сегодня испытывают те же чувства, что испытывал Адам много лет назад. Они одиноки, некому понять их положение. Они тоскуют по кому-то, кто бы заботился о них. В послании Иуды 1:22 говорится «некоторые обладают состраданием, которое изменяет» («будьте милостивы с рассмотрением»). Это значит, что сострадание изменяет жизни.
Сосуды сострадания
Христианин может понимать Библию с интеллектуальной точки зрения. Знания и интеллект очень важны, как говорится об этом в Осии 4:6: «Истреблен будет народ мой за недостаток ведения». Дары и таланты необходимы и полезны, точность и продуктивность нужны, но Библия говорит, что именно сострадание изменяет жизни людей.
Я помню одного человека, который годами слушал проповедь о спасении, но никогда не принимал Христа. Затем как-то он пришел в церковь. Проповедь коснулась его, он откликнулся и поверил во Христа в своем сердце. Что же произошло? Пастор коснулся его Божьим состраданием.
Другой христианин с верностью служил Богу. Затем ряд испытаний и трудностей сломили его. Ограниченный своим собственным самосознанием, он ошибался и боролся. Потом кто-то, побуждаемый Божьей любовью, стал служить ему. Благодать Божья стала для него реальной, и он, наконец, увидел вечное предназначение каждой ситуации. Он открыл для себя победу на кресте и навечно был изменен. Сострадание изменило его.
Подумайте о человеке, который никогда не думал, что будет миссионером. Он услышал о потерянных душах в Африке. Эта весть потрясла его, и Святой Дух передал Божий призыв. У него есть семья и карьера, но сострадание вошло в его сердце. Он переустроил свою жизнь, стал миссионером, и многие люди были спасены благодаря его служению. Жизни теперь изменены благодаря его послушанию. Этот человек не намеревался откликаться на проповедь. Это чувство не было произведено им самим. Нет, это была Божья работа, сотворившая в его сердце любовь к потерянным в далекой стране. Это случается не с каждым, но есть те, кого Бог будет побуждать Своим состраданием и призовет в другую нацию производить изменения.
И вовек милость Его
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2 Коринфянам 1:3).
«По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие (сострадание) Его не истощилось; оно обновляется каждое утро: велика верность Твоя!» (Плач Иеремии 3:22).
Таково сердце Отца. Милосердие Бога к Своим детям свежо каждое утро, и Его сострадание не пройдет никогда. В Слове сказано, что ничто не может сокрыть милосердия Бога. В Псалме 22:6 псалмопевец пишет: «Так благость и милость Твоя сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни».
В Псалме 135 все 26 стихов заканчиваются одной фразой: «Ибо Он благ, ибо вовек милость Его». Дважды в Псалме 106:1 и в Псалме 117:1 мы видим эти слова: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».
В Первой книге Паралипоменон 15:14-29 ковчег завета Господня наконец возвращается в Израиль после того, как он был освобожден от рук Филистимлян. И весь народ возрадовался. Давид даже танцевал в радости перед Господом (1 Паралипоменон 15:29). Священники приносили всесожжения Богу «постоянно, утром и вечером» (1 Паралипоменон 16:40). Почему? Следующий стих объясняет: «Чтобы славить Господа, ибо вовек милость Его».
Соломон воздвиг храм Господу на горе Мориа во Второй книге Паралипоменон, 2-я-4-я главы. Храм был построен из наиболее дорогих материалов того времени - золота, кедрового дерева, драгоценных камней, пурпурной пряжи и т. д. Но когда этот грандиозный проект был завершен, не за эти материалы поклонялся, славил и благодарил Бога Израиль.
«И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ и вовек милость Его; тогда дом, дом Господень наполнило облако» (2 Паралипоменон 5:13).
Отметьте для себя цепочку событий в этом стихе. Вначале идет восхваление и славословие благости и милости Господа, затем - провозглашение Его присутствия и славы. Любой, кто приходит к Отцу с сердцем кротким и смиренным, осознает милость и присутствие Господа.
Последняя часть стиха Михея 7:8 говорит, что Бог есть Бог, «любящий милость». Те, кто открывает Его благодать и сострадание, занимают особое место в сердце Бога. «С милостивым Ты поступаешь милостиво, а с мужем искренним - искренно» (Псалом 17:26). У трона суда Иисус Христос окружит Себя теми верующими, которые выражают Его настоящую природу и любовь, согласно Псалму 49:5: «Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».
Милость правит и превозносится над судом, она занимает позицию абсолютного первенства. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иакова 2:13). Слово «превозносится» (по-гречески KATAKAUHAOMAI) стоит в настоящем времени, действительном залоге и изъявительном наклонении. Это означает, что милость занимает превосходную позицию, чем суд.
Сострадание прощения
Милость царила в сердце Иисуса в Евангелии от Луки 19:41-42, когда Он смотрел на Иерусалим и плакал. Он понимал, что Его судьба - это Крест Голгофы. Он знал, что Его долей будет отвержение, но Он все еще так хотел раскрыть Свою милость.
Бог наслаждается прощением, примиряя и наставляя. Он находит великую радость в восстановлении разбитых сердец и сокрушенных умов. Небесный Отец с великим удовольствием служит по благодати грешнику, который возложил перед Ним свои нужды. Вспомните притчу о фарисее и мытаре в Евангелии от Луки 18:9-14. Фарисей гордо восхвалял свои достоинства перед Богом, в то время как мытарь просто попросил у Бога милости: «Мытарь же стоял вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но ударяя себя в грудь, говорил: Боже, будь милостив ко мне грешнику!» (Луки 18:13).
И мытарь получил то, о чем просил - никогда не покидающую Божью милость.
Помните, духовность не определяется тем, как верующий умеет разоблачать грехи другого, но как он умеет восстанавливать своего брата (Галатам 6:1). И когда Святой Дух через Слово делает сострадание и милость реальными для христианина, тогда он никогда не будет пассивным. Этот верующий не пойдет на компромисс с грехом, и более того, он будет проявлять милость, понимая, что он сам может совершить ошибку в любое время. Христиане должны действовать так, как Павел наставляет в книге к Римлянам 15:14: «И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга». «Наставлять» (NOUTETEO) значит «переубеждать или исправлять с мягкостью, нежностью, заботливо предостерегать». А как может человек, за которого Христос пожертвовал всем, не быть милосердным по отношению к своим обидчикам? У верующих, которые проповедуют сострадание Бога, в сердцах живет эта истина: Христос умер однажды за всех (Евреям 10:10).
Служение своему поколению
«Давид в свое время, послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление» (Деяния 13:36).
В этом стихе очень важно слово «послужил». В оригинальном тексте это слово звучит как hupereteo, причастие от hupereteS в действительном залоге, времени аорист. Оно обозначает того, кто служит согласно указаниям другого. В этом случае Давид служил народу Израиля, потому что услышал это от Бога. Более того, он не высказывал никакого предубеждения и не требовал повышения по чину или наград за службу.
Слово hupereteo находится также в Деяниях 20:34 и переводится словом «послужили». Здесь Апостол Павел говорит: «Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии». В этом отрывке Павел совершенно ясно говорит, что он служит Христу добровольно. Как раз в это время различные церкви, которые основал Апостол Павел, не поддерживали его финансами, и поэтому он начал делать палатки, чтобы заработать деньги для себя и для своих путешествий. Качество его служения не снизилось.
Давид и Павел оба служили «по воле Бога». Другими словами, Бог дал им совет перед тем, как Он призвал их служить. Служение, которое эффективно для Царства Божьего, должно основываться на полном совете Божьем - Библии. Евангелие от Матфея 4:4 наставляет человека жить «каждым словом Божьим». Давид и Павел направили свои жизни по этому учению. Их души наполнялись удовлетворением в Слове. Более того, каждое действие служения было вовремя и изменяло чью-то жизнь.
Ни Давид, ни Павел не заявляли о своей ценности. В Псалме 56:3 Давид пишет: «Воззову к Богу всевышнему, Богу, благодетельствующему мне». Послание к Филиппийцам 4:13 открывает силу, стоящую за служением Апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Христе».
Иисус служил Своему поколению все время, пока Он был на земле. В Евангелии от Матфея 9:36-39 Он смотрел на толпы народа. Они были потеряны, «рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (стих 36). Им руководило сострадание к ним. Потом Он сказал Своим ученикам молиться за работников (делателей), чтобы они жали урожай - привлекали потерянные души, делателей, которые бы учились у Него и вели людей.
«Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Матфея 9:37,38).
В Евангелии от Матфея 14:14 сердце Бога было взволновалось при виде множества людей, и Иисус «исцелил больных их». Его сострадание двигало Им, когда Он накормил народ в Евангелии от Матфея 15:32: «Жаль Мне народа (у Меня есть сострадание к ним), что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их не хочу, чтобы не ослабели в дороге».
Сострадание Бога не может не оказать голодному сердцу необходимую ему помощь.
Даже Иисус, Бог во плоти, признавал ограниченность Своего человеческого существа. Таким образом, Он говорит в Евангелии от Иоанна 5:30: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».
Если христиане действительно хотят служить своему поколению, им нужно иметь позицию, описанную в Евангелии от Иоанна 15:5: «Я есть Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в Нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Служение, которое производит изменения в жизни людей, выражает Божью любовь.
Верующие должны быть ведомы Богом, и показывать любовь Бога своим семьям и друзьям. Муж и жена должны служить друг другу. Вместе они должны служить детям, которых дал им Бог, воспитывая их «в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4).
Еще один аспект сострадания, который часто игнорируется. Это принятие. Сострадание делает возможным для верующего не только делиться любовью Бога, но также и принимать ее от других. Необходимо, чтобы у других была возможность выражать свою любовь. У людей в равной степени есть потребность любить и быть любимыми.
Иисус сидел за столом у фарисея Симона (Луки 7:36-50). Блудница пришла и упала перед Ним. Своими слезами и волосами она омыла грязь с ног Иисуса. Затем она принесла алебастровый сосуд, в котором было невероятно дорогое благовоние, и помазала Его. Иисус не удерживал ее от проявления любви. В Евангелии от Луки 18:16 Иисус подозвал детей, чтобы принять их любовь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представьте, как дочь фараона спускается к реке для купания (Исход 2:5-10). Она находит младенца Моисея в корзинке среди тростника. В Исходе 2:6 говорится, что малыш плакал, и она проявила к нему сострадание. Ее отец, правитель Египта, постановил, что каждый еврейский новорожденный должен быть убит (Исход 1:22). Но у нее появилось сострадание. И насколько это изменило жизнь Моисея! Позже он вырос и стал самым кротким человеком на земле (Числа 12:3). Он вывел народ Израиля из египетского рабства.
В Евангелии от Луки 10:33-36 есть притча о добром самаритянине. Он увидел полумертвого человека, лежащего на дороге, и сжалился над ним (проявил сострадание) (Луки 10:33). Он перевязал его и затем отвез человека в гостиницу.
Эти люди воспользовались своими возможностями. Они проявили сострадание Божье и изменили ситуацию. Подумайте о детях, которые страдают в разбитых семьях. Подумайте о подростках, которые борются с наркотиками. Сострадание может сделать их жизни другими. Представьте себе состоятельного бизнесмена, у которого есть все. Но как и всякий другой человек, он нуждается в ободрении. Домработница, адвокат, слабый, старый, молодой, нелюбимый - все ищут того, кто бы заботился о них.
Послание к Галатам 5:6 поясняет: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью». Сострадательный верующий считает любую нужду важной. Он имеет в себе силы быть всем для всех (1 Коринфянам 9:22). Считая каждую возможность святой, он служит в вере, проявляя терпение по отношению ко всем людям (1 Фессалоникийцам 5:14).
«Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры, не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Петра 3:8-9).
Карл Г. Стивенс, "Сострадание, которое изменяет"
Carl H. Stevens, "Compassion That Makes A Difference"
Copyright © 1986 Grace Publications
© Перевод с английского языка, 1999
Русский перевод Наталии Калининой
Первое издание, г. Калининград
Литературное редактирование: С. Багаутдиновой, Ю. Нежид