Процесс достижения зрелости, Д-р Карл Г. Стивенс
THE MATURITY PROCESS, CARL H. STEVENS
Эта книга объяснит Божий духовный процесс очищения и поможет христианину понять, что "всякую ветвь (что представляет верующего), приносящую плод. Он очищает, чтобы более принесла плода" (Иоанна 15:26).
ВСТУПЛЕНИЕ
Христианин сталкивается с самыми различными ситуациями в своем пути со Христом. Несомненно, некоторые из этих обстоятельств кажутся более трудными, чем другие. Однако, послание к Римлянам 8:28 заверяет, что все это "содействует ко благу". Бог, будучи любящим Отцом, заинтересован в подготовке каждого из Своих детей. Поэтому Он позволяет верующим быть испытанными, чтобы они могли стать зрелыми. Начинающий спортсмен сталкивается с подобным процессом. Он обладает огромным потенциалом, но этот потенциал должен быть проявлен в результате упражнений, тренировок и опыта спортивных состязаний. С их помощью спортсмен учится прилагать свои физические способности. Подобно тому и христианин, проходя через различные ситуации, растет в своих духовных способностях.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
РАЗЛИЧНЫЕ ИСКУШЕНИЯ
О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа (1 Петра 1:6, 7).
Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся (Откровение 3:19).
"Различные искушения" в 1 послании Петра 1:6 - это пойкилойс пейрасмойс в манускрипте греческого первоисточника. Пойкилойс обозначало "пестрый или многоцветный". Пейрасмойс было определено как "испытания или проверки с целью принести пользу и возыметь результат". Последнее слово использовалось для описания медицинских проверок и опытов. Какую пользу получает верующий от своих духовных испытаний? Послание Иакова 1:3-4 дает ответ:
Зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка,
Позволяя разным ситуациям испытать Своих людей, Бог преследует цель - соделать их "совершенными во всей полноте" (телеиой кай холоклерой - "в совершенном здравии; в полном возрасте или зрелости"). До создания вселенной Господь предопределил верующим быть "подобными образу Сына Своего" в соответствии с посланием к Римлянам 8:29. В описательном словаре новозаветных слов В. Е. Вайн определил "подобными" (сумморфос) как "делать подобным другому человеку или вещи, приходить к подобию.... сообразуясь (или возрастая в сообразовании) смерти Христа, показывая практическое восприятие смерти плотского я".
"Различные искушения" распинают ветхую греховную природу с ее разнообразными похотями и инстинктивными потребностями и ведут верующего к переживанию на опыте истины послания к Колоссянам 3:3:"Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом". "Ибо вы умерли" - это апетанете гар, что означает "быть умерщвленным;
стать полностью отделенным от чего-то и освобожденным от всех связей с этим". В греческом тексте эта глагольная фраза стоит во времени аорист (неопределенное действие), в действительном залоге (подлежащее участвует в глагольном действии) и в изъявительном наклонении, отражающем реальность. Проще говоря, христианин все время сталкивается с Божьим процессом испытывания, который явится абсолютной причиной его свободы от контроля плотских желаний.
В начале своего послания Петр провел параллель между продвижением христианина к зрелости и ремеслом очищения драгоценных металлов. Кричный мастер нагревал серебро или золото до состояния кипения, выводя все посторонние примеси на поверхность. Шлак затем снимали и выбрасывали. Такой процесс повторялся до тех пор, пока расплавленный металл не становился настолько чистым, что кричный мастер мог видеть в нем свое отражение.
Эта параллель не была придумана самим Петром. Иов сказал:"Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, - выйду, как золото" (Иов 23:10). Будучи одним из богатейших и наиболее уважаемых людей своего времени, Иов потерял все, за исключением своей жены. Бог позволил сатане лишить Иова его имущества, детей и здоровья. И все же Иов осознал, что Божьей целью в его жизни было вывести его "как золото". Захаб, переведенное словом "золото" с еврейского текста, определено как "очищенное или драгоценное золото как противоположность сырой руде". Ветхозаветный патриарх знал, что его испытание будет иметь назначенный конец.
Малахия 3:1-4 описывает грядущего "Ангела завета", пророчески указывая на Иисуса Христа. Пророк изображает этого посланника "как огонь расплавляющий и как щелок очищающий" (стих 2). Как огонь использовался для очищения металлов, так и "щелок очищающий" был щелочным веществом, используемым для очищения и отбеливания одежд. Малахия дает еще больше подробностей о Мессии в стихе 3:
И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде.
"Сыны Левия" - это указание на линию священников скинии, каждый из которых был потомком Аарона (Исход 28, 39). До пришествия Христа только этим священникам позволялось служить перед Господом в скинии или синагоге. Но благодаря жертве завершенной работы Христа и через очищающую силу Его крови верующие были приняты в святое и царственное священство (1 Петра 2:5, 9). Откровение 1:5 и 6 подтверждает эту великую истину:
... от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков! Аминь.
Через различные испытания Иисус Христос очищает Своих "священников" - тех, кто приняли Его в свои сердца и были рождены свыше (Иоанна 3:3). Иоанн Креститель предсказывал об этой части служения Христа, говоря:
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Матфея 3:11).
Огонь Его испытаний наделяет верующего способностью "приносить жертву Господу в правде". Через эти разнообразные ситуации христианин видит, что он не должен надеяться на свою плоть (Филиппийцам 3:3), но вместо этого должен иметь дерзновение (паррхесия - смелость и уверенность) к Богу в соответствии с 1 посланием Иоанна 3:21. Дела для Бога не будут пустым продуктом его собственных усилий после того, как он поймет этот принцип. Как написал Мэфью Генри: "Мессия через Свою благодать в них сделает их приемлемыми. После того, как Он очистил их, они принесут такие жертвы, которые Бог требует и примет. Своим ходатайством за них Он сделает их приемлемыми". Та жизнь, которой живет этот верующий, есть жизнь "верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Галатам 2:30). Его христианский опыт отражает славу Господа, Который живет в нем.
Испытания, с которыми сталкивается верующий, различны и разнообразны, потому что Божья благодать различна и многообразна. 1 послание Петра 4:10 принуждает верующих быть "добрыми домостроителями многоразличной благодати Божией". Каждая ситуация в жизни верующего - это возможность для него узнать больше об определенной стороне Божьей благодати.
ГЛАВА ВТОРАЯ
ЛЮДИ И ЛИЧНОСТИ
Многие из различных испытаний, с которыми Бог позволяет столкнуться верующему, включают в себя людей и их личности. Бог хочет культивировать безусловную любовь, непорочность и почтение в жизни каждого христианина. Христианин может работать у вспыльчивого и несносного начальника. Его реакция на нрав начальника открывает систему отсчета его сердца:то ли это безусловная любовь, излитая Святым Духом (Римлянам 5:5), то ли это разочарование ветхой греховной природы. Если верующий понимает принципы непорочности и почтения, тогда он будет продуктивно работать целый день, независимо от того, что говорит или делает начальник. Как и все другие испытания, испытания людьми даются с тем, чтобы христианин мог возрастать в своей способности домостроителя благодати.
Семья и дружба
Дом - это то место, которое Бог использует для развития способности в отношениях с людьми. Ни в одной другой ситуации личности не имеют таких близких отношений. Каждое действие и противодействие мужа воздействуют на жену, ибо они - "одна плоть" (Бытие 2:24). Послание к Ефесянам 5:22-25 объясняет Божью цель, стоящую за институтом брака:
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
Брак был задуман, чтобы верующие могли понять интимные взаимоотношения, которые Христос желает иметь с Церковью, Его будущей Невестой - вселенским телом верующих по всему миру (Откровение 19:7; 21:2; 2 Коринфянам 11:2). Жена - это дар от Бога мужчине, чтобы он мог узнавать и показывать жертвенную безусловную любовь, которую имеет Христос к Церкви. Он не должен быть диктатором в своем положении главы дома. Наоборот, он любит, вкладывает, назидает, молится и отдает свою жизнь, чтобы любящая власть Христа могла быть явлена миру. Жены и дети откликаются в любви на настоящую власть мужа. Таким образом, переживая на опыте различные испытания, дом становится живым примером Божьего правления в Церкви.
Дети дома испытываются на предмет почитания своих родителей. Их отклики определяют качество и продолжительность их жизней в соответствии с посланием к Ефесянам 6:1-3:
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость, "Почитай отца твоего и мать", это - первая заповедь с обетованием:"Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле".
Дружба - это еще одна область, где Бог испытывает способность христианина являть Его во взаимоотношениях. Притчи 17:17 говорит:"Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастия". Бог допускает обстоятельствам испытать друзей и увидеть, будут ли они относиться друг ко другу в соответствии с положением этого стиха. Он также приносит различные испытания дружбы для того, чтобы искоренить фамильярные и идущие на компромисс отношения. Благочестивая дружба основана на Слове Божьем. Взаимоотношения истинных друзей доктринальны, назидают и бросают вызов.
Железо железо острит, и человек изощряет взгляд (панийм - восприятие,) друга своего (Притчи 27:17).
Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его (Екклесиаст 4:9, 10).
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ДЕТАЛИ ЖИЗНИ И МЫСЛИ
Детали жизни также обнаруживают способность верующего выражать Божью благодать. Физическая болезнь, финансовые трудности, ситуации на работе, школьные задания, проблемы с автомобилем - все это детали. Они не влияют на позицию христианина во Христе. Скорее, эти обстоятельства являются возможностями для него становиться зрелым в его способности доверяться Богу.
Различные ситуации испытывают мысленную способность верующего. 1 Коринфянам 2:6 объясняет, что верующие "имеют ум Христов", то есть Слово Божье готово утешить разум силой Святого Духа. Определенные обстоятельства проверяют способность христианина "пленять всякое помышление в послушание Христу" (2 Коринфянам 10:5). В греческом тексте "пленять" - это айхмалотос - сложное слово, состоящее из айхме (копье; острый инструмент) и халотос (быть заключенным). Послание к Ефесянам 6:17 говорит о Слове Божьем как о "мече духовном".
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого:оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евреям 4:12).
Божьи испытания мыслей обучают христианина думать в соответствии с наставлениями Его истины. Павел давал указания Титу, главному пастору собрания на Крите, увещевать молодых людей "быть целомудренными" (Титу 2:6). "Целомудренный" (софронео) говорит об обладании дисциплинированным образом мышления. Эти люди пока еще не знали, как думать таким образом. Но Павел понимал положение этих молодых людей, так как сам ранее побывал в нем, как он объяснил в 1 Коринфянам 13:11 "Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое" (непиос - глуповатый, неразвитый или незрелый).
Боли Павла при росте
Павлу нужно было вырасти до духовной зрелости в речи, понимании и мышлении. Она не появилась у него сразу, несмотря на его воспитание и образование. Ему предстояло быть наученным и проверенным. Сразу после его обращения по дороге в Дамаск, он был ведом Богом в Аравию на три года для размышления и наставления (Галатам 1:17). Затем он пошел в Иерусалим и провел пятнадцать дней с Петром и Иаковом, братом Иисуса (Галатам 1:18, 19). Затем в течение четырнадцати лет он проповедовал Христа в областях Иудеи, Сирии и Киликии до своего возвращения в Иерусалим, где Петр, Иаков и Иоанн подтвердили данное ему Богом поручение быть Апостолом к язычникам (Галатам 2:1, 9, 10).
Павел проходил через испытания всю свою жизнь, поскольку Бог дал ему "жало в плоть", чтобы удручать его и чтобы он не возгордился. "Удручать" (колафизо) означало бить кулаком или шлепать. Хупопиазо, греческий синоним для слова колафизо, переведенный в 1 Коринфянам 9:27 как "усмиряю", описывал удары, переносимые боксером при тренировке. В этом стихе Павел объяснял, что он усмирял свои плотские желания, чтобы остаться духовногодным. Когда стало ясно, что Бог не удалит его немощь, Павел начал видеть свое "жало" как славный инструмент благодати, наделяющий его способностью возрастать в смирении и духовной силе.
И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне:"довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа:ибо, когда я немощен, тогда силен (2 Коринфянам 12:7-10).
Напасти, боль, гонения - ничто не удерживало Павла. Напротив, он принимал все с великой радостью (Иакова 1:3), понимая, что испытание веры было драгоценнее золота. Поэтому, когда приближалось время его казни, он мог сказать:
Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его (2 Тимофею 4:7, 8).
Гонения и напасти в Божьем божественном плане учат верующего покоиться во Христе как источнике его радости и воодушевления. Христианин должен рассматривать эти испытания как привилегию введения его "в Царство возлюбленного Сына" (Колоссянам 1:13). Таким было отношение ранних учеников. Они понимали, что Иисус обещал гонения: "Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Иоанна 15:20); и они радовались всякой возможности "за имя Господа Иисуса принять бесчестие" (Деяния 5:41).
В разные периоды своей жизни верующий испытает какие-либо гонения. Конечно, ему будет больно, особенно когда в них учавствуют кажущиеся "друзья". Но ему не нужно поддаваться давлению негативности и разочарования. Вместо этого он может расслабиться, осознавая, что Иисус Христос "более привязанный, нежели брат" (Притчи 18:24). Он может усвоить мир для своей души, обдумывая истину, которую он слышал. В результате, он служит Христом в своей ситуации, и находящиеся вокруг него дивятся его стабильности в благодати. Бог прославлен, потому что этот христианин избирает полагаться на Христа в напастях.
Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах . Восшумели народы; двигнулись царства:Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля (Псалом 45:2, 7).
Наказание за негативное реагирование
Необходимо понимать, что у человека есть свободная воля - способность выбирать без предрассудков и предрасположенностей. Верующий может избрать отношение к обстоятельствам по плоти, как поступил Израиль во время своего пребывания в пустыне. После того, как Господь чудодейственно освободил Свой народ от рабства в Египте, народ Израильский постоянно роптал, жаловался и восставал против плана Божьего (см. Исход 15:22-26; Исход 16:2; Исход 17:3-7; Числа 11:1-2; Числа 14:1-20). В результате, Израиль растратил ценные возможности испытать Божью благодать. Из-за негативности Израиль так и не стал превознесенным народом, каким Бог предназначил ему быть.
И что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, и что ты будешь святым народом у Господа, Бога твоего, как Он говорил (Второзаконие 26:19).
Если ты, когда перейдете за Иордан, будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня:то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли. И придут на тебя все благословения сии, и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего (Второзаконие 28:1, 2).
Верующий может возрастать, чтобы быть полностью таким, каким Бог желает видеть его, если он понимает, что "все от Бога" в соответствии со 2 Коринфянам 5:18, осознавая, что у каждой ситуации есть вечное назначение (Ефесянам 3:11).
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ПОДХОД К ПРЕУСПЕВАНИЮ
Преуспевание стоит среди наиболее сложных испытаний для христианина. Нет ничего неправильного в хорошей работе и приличном доходе, если такова воля Божья. Сегодня есть много превосходных христиан-бизнесменов, которым Бог дал дар здравой финансовой рассудительности. Большинство этих людей любят Господа, они изучают Слово Божье и оказывают поддержку своим поместным церквям десятинами и приношениями. Проблема состоит в том, что слишком часто отвлечения делового успеха медленно вырастают и начинают препятствовать преуспевающему христианину. Очень легко быть побежденным деталями своего процветания.
Таковой была проблема в Лаодикии к концу первого века нашей эры. Внешне собрание там выглядело "богатым", "разбогатевшим" и "ни в чем не имеющим нужды" (Откровение 3:17 а). Церковь была признана богатыми членами общества. Но ее поглощенность процветанием заглушила то духовное рвение, которое было у церкви раньше, охладив пыл до теплого состояния самоудовлетворенного комфорта (Откровение 3:15, 16). В Откровении 3:17 Бог обратился к лаодикийцам, говоря:"... о не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг". Оук оидас - это греческая фраза, переведенная как "не знаешь", что означает "неведение до степени не осознания". В целом верующие в Лаодикии не могли даже отдаленно понять свое критическое духовное состояние. Почему? Им не удалось сокрыть Слово Божье в своих сердцах (Псалом 118:11). В результате им недоставало способности признать, что они были несчастны и жалки. Господь предупреждал Израиль:"истреблен будет народ Мой за недостаток ведения:так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя" (Осия 4:6). Бог, однако, не оставил лаодикийцев без предписания для восстановления, как видно в Откровение 3:18 и Откровение 19:1
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
"Золото, огнем очищенное" говорит о духовном преуспевании или об очищенной, зрелой вере. Откуда они должны были получить это "золото"? Его нужно было купить у Бога ценой всей самодостаточности и уверенности в себе. Бог говорил лаодикийцам придти к Нему в нищете их неведения и возрастать в зрелости под Его укором и дисциплиной (пайдеуо кай елегхо - детское воспитание и исправляющее дисциплинирование). Посредством этого они получили бы истинные богатства Его благодати, чистоты и понимания. Любой верующий может обрести эти богатства, слушая Слово Божье и приходя к Нему в молитве через Святой Дух.
Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи. Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей (Псалом 118:104, 105).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И поучал их много притчами, говоря:вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;
иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод:одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать (Матфея 13:3-8).
В Евангелие от Матфея 13 Иисус учил учеников притче о сеятеле, которая, как Он объяснил, описывает различные типы слушателей. "Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего" (Матфея 13:23). Верующему необходимо быть такого рода слушателем, если ему предстоит возрастать через испытания в его жизни. Только сильные деревья с глубокими корнями стоят твердо посреди бури. Верующий должен быть глубоко укорененным в Слове Божьем, чтобы являть Божий Свет во тьме. Ему необходимо быть приправленным в истине, чтобы он мог быть "солью земли" (Матфея 5:13). Когда доктрина прочно утверждена в сердце верующего, он не станет реагировать негативно на те ситуации, которые Бог приносит в его жизнь. Напротив, он видит каждое обстоятельство как возможность "возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Петра 3:18).
Независимо от обстоятельств христианин должен помнить совет Павла в 1 Коринфянам 10:13 "И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми (пейразо - испытываемыми) сверх сил". Каждый шаг в Его процессе духовного очищения совершенен в своем времени и со своим результатом. Бог в Своем всезнании всегда знает духовное состояние каждого верующего, и Он допускает определенные испытания, чтобы христианин прогрессировал к следующей ступени зрелости. Он хочет, чтобы все Его дети возрастали в здоровых, плодовитых домоправителей Его благодати, чтобы Он мог наградить их на всю вечность. Ибо величайшая радость для Бога - верующий, о котором Он скажет: "Хорошо, добрый и верный ра6!" (Матфея 25:21).
Христианин сталкивается с самыми различными ситуациями в своем пути со Христом. Несомненно, некоторые из этих обстоятельств кажутся более трудными, чем другие. Однако, послание к Римлянам 8:28 заверяет, что все это "содействует ко благу". Бог, будучи любящим Отцом, заинтересован в подготовке каждого из Своих детей. Поэтому Он позволяет верующим быть испытанными, чтобы они могли стать зрелыми. Проходя через различные ситуации, христианин растет в своих духовных способностях. Эта книга объясняет Божий духовный процесс очищения и поможет христианину понять, что "всякую ветвь (что представляет верующего), приносящую плод. Он очищает, чтобы более принесла плода" (Иоанна 15:26).